РАЗВЕДКА В ДРЕВНЕМ КИТАЕ

Мы привыкли считать, что шпионаж – явление относительно современное: Джеймс Бонд, крохотные фотокамеры и мощные разведслужбы крупнейших мировых держав. Однако в древности люди тоже любили играть в политические игры, и своевременно добытая информация ценилась во все времена. Какими были шпионы в эпоху, скажем, Древнего Китая?                                                          С древнейших времен правители Китая использовали разведку, как один из инструментов государственного управления. Древнекитайский мыслитель Конфуций, живший в 6 веке до нашей эры, говорил: «Находясь перед лицом угрозы вражеского вторжения, следует прибегнуть к обману, которого может оказаться вполне достаточно для его отражения». Знаменитый китайский генерал и военный теоретик Сунь Цзы, живший в одно время с Конфуцием, прославился своим трактатом «Искусство войны», в котором сделал акцент на особом значении разведки. Его трактат о военном искусстве сохраняет определенную ценность и сегодня. Эту книгу, кстати сказать, внимательно изучал Наполеон. И не удивительно, что труд Сунь Цзы стал настольной книгой Мао Цзэдуна и рекомендован для изучения деятелям китайской коммунистической партии. Труды древних китайских мастеров шпионажа изучал основатель ЦРУ Аллен Даллес.На трактате Сунь Цзы японские военные учились и в двадцатом веке, в том числе в 1940 году, когда планировали внезапное нападение на военно-морскую базу в Перл-Харборе. В 13-ой главе трактата - «Использование секретных агентов» - Сунь Цзы раскрывает основы ведения шпионажа и предлагает следующую классификацию видов шпионов: местные, то есть местные жители; внутренние, то есть завербованные чиновники противника; шпионы смерти — агенты с заданием, с высокой вероятностью влекущим за собой их гибель; шпионы жизни — разведчики, умные, умеющие играть роль других людей, имеющие высоких друзей в стане врага и так далее; и, наконец, обратных шпионов — перевербовываемых агентов. Причем обратные шпионы, по мнению Сунь Цзы, имеют особую ценность. Сунь Цзы неоднократно отмечал, что нельзя начинать войну без понимания того, зачем она тебе. Поэтому чем шире агентурная сеть, тем достовернее сведения о силе и слабости противника. По мнению Сунь Цзы, шпионы необходимы всюду: во дворце вражеского правителя, при дворах его и даже в шатре военачальника. Не следует упускать возможности получить какие бы то ни было сведения, а также проверить полученные ранее. Шпионы нужны для максимального облегчения тягот войны. В трактате Сунь Цзы нашло наиболее полное и глубокое отражение состояние военного искусства древнего Китая. Трактат содержит много важных догадок: возражения против шаблона, признание важной роли морального элемента, знание противника, изучение командного состава. Для успешного ведения военных действий мало, например, просто иметь список вражеских командиров; необходимо знать их имена и даже прозвища, их личные качества, количество их детей, родственников, слуг. Психологическая характеристика того или иного высшего чиновника из вражеского лагеря может дать ключ тому, как к нему подступиться с целью подкупа или вербовки. Кроме того, Сунь Цзы предупреждает, что ни в коем случае нельзя упускать из виду вероятности того, что и противник также будет засылать в твой лагерь своих шпионов. Если такие шпионы разоблачены и схвачены, Сунь Цзы не советует их казнить, но сделать все возможное для перевербовки, поскольку двойного агента можно использовать как передатчика ложной информации. Сунь Цзы заслуживает всяческой похвалы за первые письменные рекомендации по организации разведывательной службы. Один из советов Сунь Цзы: «Шпионы чрезвычайно важны для войска, поэтому их следует награждать лучше всех, а их дела сохранять в большом секрете. Для руководства деятельностью шпионов надо располагать совершенными знаниями, обладать гуманностью и справедливостью, тонкостью и проницательностью». «Искусство Войны» дополнили комментарии (рассуждения) учеников-продолжателей. Ду Му в своих комментариях обобщил и дополнил искусство шпионажа новыми методами. Он так описывает вербовку двойных агентов: «При помощи денег или подарков я привлеку кого-нибудь из вражеского лагеря на свою сторону, и он будет вынужден выполнять мои собственные поручения; можно, однако, притвориться, будто ты не подозреваешь о его работе, и, сообщив ему ложные сведения, дать перебежать к тем, кто его заслал. И в этом случае шпион противника будет выполнять мои поручения». Ду Му также принадлежит введение термина «шпион жизни». Таких разведчиков китайцы посылали к противнику, чтобы любой ценой раздобыть необходимые сведения и при этом непременно вернуться живым. Понятно, что такая задача под силу только агентам, обладающим особыми знаниями. Вот как он пишет о них: «В качестве шпионов жизни надлежит подбирать людей с ясным духом и умом, умеющих при этом казаться глупцами; их роль кажется второстепенной, но она требует отваги и благородства духа; нужно выбирать людей, способных совершать долгие переходы, здоровых, выносливых, смелых, необидчивых, владеющих какими-нибудь ремеслами».

Dragons-fantasy-art-artwork-chinese-dragon_1920x1080

«Армия без шпионов — то же, что человек без глаз или ушей». В целом можно сказать, что в Древнем Китае несколько тысяч лет назад были систематизированы стратегии, применяемые в политике и военном искусстве. Общий принцип китайских воинских искусств — «Цель оправдывает средства». Подобная практика была выработана в условиях бесконечных войн, когда вопросы нравственности и морали стояли далеко не на первом месте. На первом месте стоял вопрос о выживании. Выжить можно было, экономя и приумножая собственные ресурсы, заключая выгодные союзы, покоряя более слабых, избегая войн с более сильными. Впрочем, наличие подобных теоретических исследований не спасло Китай от нашествия кочевых племен, татаро-монгольского ига и долгих лет полуколониального существования.

#СуньЦзы #ИскусствоВойны #ДуМу #ИсторияКитая #Разведка